№ 2472
Четверг29 января 2009
Из подвала – на выставку
Галина КУШНАРЕВА, «Владивосток»
Геннадий АНТРОПОВ – человек не слишком публичный. И хотя он персона творческая, далеко не все постоянные посетители всевозможных выставок назовут его имя. Он говорит, что в нашей жизни всё происходит не просто так, что не надо ждать манны небесной и организовывать революции – нужно лишь каждому чуть-чуть что-то изменить вокруг себя, тогда мы все будем жить в другом, добром и красивом мире. Сам он для этого создал АНО «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело» и стал её директором.
Мы живём в абсолютно сумасшедшем мире: тик-так, тик-так, тик-так, - и часы пролетают как секунды, месяцы как часы, а годы как месяцы. Нужно многое успеть: посадить дерево, вырастить достойных детей, построить дом и ….много, много еще важных дел сделать, а еще нужно творить добро, но… это потом, чуть-чуть попозже, вот с основными проблемами разберемся, дойдет время и до этого. Тик-так, тик-так, тик-так – живи настоящим, как бы диктует нам время, и все вроде бы правильно, но только где оно, это настоящее? Мы остановились, и все, что было до этого - уже прошлое, а следующий наш шаг – будущее, где оно, настоящее? И самый главный вопрос: что можно успеть сделать в этом самом настоящем. Тик-так, тик-так, тик-так…не так уж и много остается отмерянного на жизнь времени, и вдруг, оглядываясь назад, понимаешь, что многое, чем ты занимался, не так уж и важно, а на то, чем бы хотел бы заняться, просто не хватало времени. И всё же, сколько бы ни было нам отмерено, нужно спешить, спешить творить добро.
За последние шесть я очень чётко усвоил для себя три вещи. Первое – хороших людей больше, и вообще, сколько бы ни стенали об обнищании духа, сколько бы ни экспериментировали над обустройством нашей страны, основная масса российского общества состоит из удивительно отзывчивых людей, мне кажется, что это просто уже в крови народа. Второе – понятие «промысел божий» - более чем реально, нужно просто постоянно осмысливать то, что с тобой происходит и почему. И третье – путь к пониманию проблем инвалидов, зачастую, лежит через боль, потому что эти проблемы нельзя понять, не коснувшись или не погрузившись в них.
Выражаю свою глубокую благодарность всем, кто помог выйти в свет этой книге!
***
В данной книге я попыталась рассказать о своем творческом пути, как одного из тотально незрячих художников. Но в большей степени мне хотелось рассказать в этой книге о том, что это далеко не феномен, а что каждый абсолютно незрячий человек, и даже ребенок родившийся таким, могут рисовать, и в этом нет ничего не только сложного, но и удивительного. Мне хочется рассказать о способах рисования, которыми могут пользоваться незрячие люди, привлечь внимание к данной проблеме художников, преподавателей, ученых и в первую очередь родителей незрячих малышей.
Я чувствую и вижу много признаков того, что мир, общество, уже готово принять возможность рисования тотально незрячих людей как за нечто само собой разумеющееся, что не хватает лишь какого-то толчка, чтобы люди могли поверить в такую способность. При том не только незрячие, но и зрячие люди. И сложно сказать чье мнение поколебать будет сложнее. Мы так привыкли ставить себе определенные ограничения и рамки, что часто даже не хотим попробовать что-то изменить. И здесь очень большую помощь могут оказать люди со зрением, не только художники, но все чуткие и добрые люди, которые захотят и смогут изменить общественное мнение на данную проблему. Ведь если Вы, здоровые, сильные и красивые люди поверите в нас, то и нам будет легче найти себя и поверить в свои силы.
Зрение я потеряла в 8 лет. Родители, зная, что врачи помочь мне не в силах, стали искать способы реабилитации. Узнавали как живут другие незрячие, чем занимаются, и чем могла бы заниматься я из абсолютно зрячего ребенка став слепым и потеряв возможность заниматься привычными играми. Мои родители стали приучать меня к книгам, водить на различные кружки, такие, например, как спортивная гимнастика, музыка, шахматы и рисование и лепка. Особенно мне хочется остановиться на занятиях рисованием и лепкой, так как именно это стало делом моей жизни. Да, казалось бы странно, что для абсолютно слепого человека делом его жизни стало рисование… Странно, но это именно так.
Год назад в краевой библиотеке для слепых появились новые «жильцы»: рядом с книгами на полках уютно устроились глиняные дракончики и хитрые мышки, забавные поросята и диковинные цветы — экспонаты выставки декоративно-прикладной керамики. Глядя на всю эту красоту, даже не верится, что она создана руками незрячих людей. Не забавы ради эти поделки. Именно так — в глиняных завитушках и искусных узорах — видят слепые свой мир. Мир, уютно устроившийся на кончиках пальцев.
Для поощрения талантливых детей придумано немало конкурсов, олимпиад, фестивалей. В последние годы петь, рисовать, танцевать становится модно. Родители спешат отдать своих чад на все кружки сразу, вдруг где-то ребенок да и проявит талант. Занятия вокалом или живописью проводят лучшие мастера своего дела. Только вот творчеством детей-инвалидов мало кто интересуется. Это не столь популярно и уж тем более не прибыльно. Найти спонсора под очередную выставку или хотя бы мастер-класс – почти гиблое дело. Чего больше: богатства или жадности – еще не понятно. Особенно у нас, на Дальнем Востоке.